2. История Ван Сянчжая и Ицюань

Учителю Вану 50 лет, он активно тренирует учеников и намерен исполнить свою мечту - организовать спортивную команду, которая совершила бы мировое турне, и в поединках и показательных выступлениях смогла бы опровергнуть несправедливое отношение к китайцам, которых обидно называли «Больными людьми из восточной Азии». Нашлись и богатые спонсоры из Шанхая, которые из патриотических, да и деловых интересов оказали Ван Сянчжаю материальную поддержку. Готовя свою «сборную команду» Учитель Ван был строг с учениками. Они стояли в позиции столба чтобы почувствовать свою энергию , практиковали “болотный шаг” и постоянно отрабатывали удары на мешке с песком. Говорили, что “грязевой шаг” тренировали специально в тапках без задников, однако Хань Синьцао, непосредственный участник тех тренировок, твёрдо упоминал, что это всего лишь красивая неправда. Кулаки учеников разбивались в кровь от многочисленных ударов, тела и одежда покрывались слоем пыли от ветра при длительном стоянии в столбовых позициях, но собственная воля и непререкаемый авторитет Учителя Вана поддерживали в них стремление подготовиться как можно лучше. Интересно знать, что именно отработанные в этот период тренировочные методы легли большей частью в основу современного Ицюань.
Однако намерения – намерениями, а большая политика и война вмешиваются в обычную
жизнь не спрашивая на это разрешения человека. По мере дальнейшей оккупации территории
Китая японскими захватчиками, шанхайские спонсоры уже не смогли продолжать материальную
поддержку Ван Сянчжая и перспективная тренировочная программа была свернута,
от идеи мирового турне Учителю Вану пришлось отказаться.
В 1937 году Ван окончательно остаётся в Пекине, где ранее бывал наездами из Шенсяна и начинает там преподавать Ицюань в «Обществе ‘Четырех Прибежищ’». У Мастера появляются ученики, в числе которых в будущем ставшие известными, в том числе и далеко за пределами Китая, Яо Цзуньсунь и Ли Цзиньюй.
Летом 1938 года японцы захватывают Пекин и Учитель Ван начинает ощущать пристальное
внимание к своей персоне со стороны оккупационных властей. Японцы уже имели достаточную
информацию о Ван Сянчжае, как известном специалисте и мастере боевых (воинских)
искусств. Власти считали, что Ван Сянчжай и его ученики могли представлять определённую
угрозу оккупационному режиму и идее так называемой «Великой восточно-азиатской
сферы сопроцветания», имевшей в своей основе милитаристски-захватнический характер.
Находясь под контролем и морально-психологическим прессингом марионеточного режима,
Учитель Ван не смог в этот период сформировать целостную тренировочную программу.
Тем не менее, в 1939 году в газете "Шибао" Ван Сянчжай публикует известное приглашение
мастерам боевых искусств посетить его дома каждое воскресенье после обеда (боевые
искусства это интересно, но обед - по расписанию) с целью обмена опытом.
Японское правительство, насаждая свой вариант культурно-спортивных программ, в 1940 году решило провести «Восточно-азиатские соревнования в честь 2600-летия Императорской семьи». Сохраняя видимость «покровительственно-братских отношений» с другими дальневосточными странами, были приглашены различные неяпонские мастера, в том числе и Учитель Ван. Ему приглашение поступило от У Тяньси, подвизавшегося консультантом «Ассоциации Нового Общества» при марионеточном режиме Ван Цзинвея. Однако, Ван Сянчжай, поступил дипломатично (в условиях оккупации по другому наверное, и не стоило), отклонив приглашение под предлогом болезни.
Не все были настроены столь патриотично. Группа китайских спортсменов решила выказать таки своё почтение и уважение оккупантам и под руководством министра иностранных дел Нанкина Чу Миньи прибыли в Японию, но крайне разочаровали принимающую сторону отсутствием прославленного Ван Сянчжая. Некоторые японские специалисты боевых искусств сами отправились в Пекин для встречи с Учителем Ваном и эти встречи остались навсегда в легендах и мифах Ицюань, и многие из них имели фактическую основу. К этому периоду относится и обучение Кенити Саваи, который свой опыт Ицюань позже передавал ученикам в Японии под названием «Тайкикен».
В 1944 году Ван Сянчжай при помощи своих учеников издаёт книгу «Теория Даченцюань», в которой пересматриваются идеи из работы «Суть срединного пути кулачного искусства». Методики тренировок изменены на более прогрессивные, позволяющие достигать лучших результатов за более короткое время.
После 1945 года Учитель Ван сосредотачивается только на оздоровительных аспектах Ицюань, обучает "Группу здоровья", занимающуюся в парке Чжуншан. К 1947 году группа насчитывает более 100 участников. После освобождения Китая в 1949 г., Ван Сянчжаю уже 64 года и он начинает вести занятия Ицюань в парках. Однако его опыт не забыт и государством, Учителя Вана в 1950 году власти назначают вице-президентом "Секции ушу" во Всекитайском обществе физкультуры.
Проходит 10 лет, Учителю Вану 75 лет, он возвращается в 1960 году на родину. Позже он получает приглашение из Пекинского института медицинских исследований, где изучалось лечебно-оздоровительное воздействие «столбового стояния» на организм человека. Ван Сянчжаю уже достаточно тяжело проводить занятия самому и он просит Ли Цзиньюя помогать в тренировках. Весной 1961 года Институт ещё раз приглашает Учителя Вана на фото- и киносъёмки 24 позиций, которым он обучал учеников, однако Ван Сянчжай отказался, прислав вместо себя Ли Цзиньюя.
В ноябре того же года, Учитель Ван посещает Хэбейский научно-исследовательский
госпиталь в Баодине для преподавания столбовых позиций. В 1962 году Ван Сянчжай
участвует в большой конференции по цигун, показывает некоторые упражнения, которые
вызывают у участников большой интерес.
К сожалению, 1962 год является последним в преподавательской деятельности Ван Сянчжая
- умирает его жена, занятия прекращены. Весной 1963 года Учитель переносит инсульт,
как следствие непростой во всех отношениях жизни и глубокого шока от смерти жены.
Ван Сянчжай смог частично оправиться, оставаясь наполовину парализованным и с
серьёзными нарушениями речи. Его перевозят сначала в Пекин, а затем в Тянчжин
к его дочери.
Ван Сянчжай ушел из жизни 12 июля 1963 года.